Алексей Алёшин выступил в Совете Федерации в рамках "Правительственного часа"

     27 июня 2018 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор) Алексей Алёшин выступил с докладом "О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах" в рамках "Правительственного часа" в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
     
     В начале своего выступления Алёшин напомнил, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 172 тысячи опасных производственных объектов, около 2 миллионов объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тысяч гидротехнических сооружений, более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1500 радиационно опасных предприятий. "В целом уровень аварийности и смертельного травматизма на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 гг. показатели аварийности снизились более чем на 40% (с 368 до 220), а количество смертельных случаев - на 55% (с 464 до 210)", - подчеркнул глава Службы.
     
     Количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остаётся стабильным и составляет более 800 тысяч ежегодно. В том числе, высоким остается количество случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью. "Количество таких приостановок за последние 3 года составило более 6 тысяч. За 2017 год была применена 2151 приостановка. Фактически, в этих случаях речь идёт о предотвращенных авариях и сохранённых человеческих жизнях", - отметил Алёшин.
     
     В целях недопущения аварий Ростехнадзором совместно с экспертным и бизнес-сообществом ведется интенсивная нормотворческая деятельность. В 2010 году Ростехнадзор был наделен функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Как итог - за истекший период при непосредственном участии Ростехнадзора было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента и 62 акта Правительства России. 505 нормативных правовых актов Службы зарегистрировано Минюстом.
     
     В мае 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Аналогичный документ готовится в области ядерной и радиационной безопасности.
     

     "Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход, - напомнил руководитель Ростехнадзора. - Мы являемся одним из первых контрольно-надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014 года уже применяется в области промышленной безопасности. Риск-ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 5 лет сократить количество плановых проверок более чем в 4 раза, что дало нам возможность сосредоточить внимание на наиболее сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности".
     
     С начала 2017 года на аналогичную модель "переведен" и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск-ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.
     
     Следующий шаг в повышении эффективности работы Службы, и эта задача также сформулирована в Послании Президента, - реализовать дистанционные методы контроля. "В этих целях по нашей инициативе российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах и передавать информацию на пульты не только дежурным на ОПО, но и их собственникам и оперативным дежурным Ростехнадзора", - отметил Алёшин. По его словам, также планируется внедрение системы "Электронный инспектор".
     
     Кроме того, по словам Алёшина, необходимо повысить роль и ответственность владельцев эксплуатирующих организаций за соблюдение ими обязательных требований. "Сегодня вся полнота ответственности в случае гибели людей ложится на эксплуатирующую организацию и ее должностных лиц, а собственники, в свое время не выделившие средств на устранение нарушений, не просто остаются "в стороне" - их зачастую вообще не интересует вопрос состояния безопасности", - отметил руководитель Службы. По его словам, предстоит коренным образом изменить работу служб производственного контроля эксплуатирующих организаций, повысить квалификационные требования к их сотрудникам, ответственность руководителей этих служб, обеспечить независимость от непосредственных руководителей предприятий.
     
     Ростехнадзором будет предложен комплекс мер, направленных на совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности. Цель - повысить уровень независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков экспертизы.
     

     "Выражаю надежду, что наши предложения будут поддержаны Советом Федерации и найдут свое отражение и в соответствующем постановлении, и в дальнейших законодательных инициативах", - закончил свое выступление руководитель Ростехнадзора.
     
     
     Источник:     
     http://www.gosnadzor.ru/