Как свести сметы с реальностью, обсудили на НФИК 2025
В Москве прошел ежегодный "Национальный форум инфраструктурных компаний", организованный НАИК при поддержке ГК "Автодор". В рамках Форума состоялась стратегическая сессия: "Ценообразование в автодорожном строительстве. Итоги первого года применения ресурсно-индексного метода, новая дорожная карта дорожников".
В рамках сессии эксперты обсудили актуальные проблемы ценообразования в строительстве.
Член Совета НАИК, Председатель Совета директоров АО "ДСК "Автобан" Алексей Андреев выступил в ходе Национального форума инфраструктурных компаний и рассказал о проблемах и способах решения в ценообразовании в автодорожном строительстве. Основными проблемами, на взгляд спикера, являются: низкие зарплаты в отрасли, заниженные сметные цены на строительные материалы во ФГИС ЦС, высокая кредитная ставка и налоги.
Для решения проблемы зарплат было озвучено предложение установить единую отраслевую зарплату независимо от региона проведения строительных работ.
И еще одним немаловажным фактором можно назвать предельную "жесткость" контракта. При заключении госконтракта в него закладываются индексы прогнозируемой инфляции, которые зачастую сильно расходятся с инфляцией фактической. Для решения этой проблемы было предложено внедрить механизм формульной цены с пересчетом невыполненных работ при превышении инфляционного индикатора.
Как подчеркнула Генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук, ассоциацией проведен анализ практики применения Методики определения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр. Положениями Методики предусмотрен учет и способ определения, в том числе затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Однако проведенный анализ показал, что зачастую отрасль сталкивается с тем, что затраты на страхование объекта капитального строительства не учитываются в сводном сметном расчете, - Мария Ярмальчук.
По инициативе НАИК в проект актуализированного плана мероприятий включен пункт, направленный на возможность использования лимита средств на непредвиденные работы и затраты в том числе на оплату затрат подрядных организаций на страхование объектов капитального строительства.
По словам Романа Фролова, страхование позволяет участникам проекта обеспечить финансовую устойчивость и защитить свои интересы в случае возникновения непредвиденных событий. И при использовании предложенных инструментов помогает снизить финансовые риски и обеспечить более предсказуемый ход реализации проекта.
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Ренат Гайнетдинов рассказал о планах министерства для решения текущих проблем в отрасли.
Министерством запланированы к реализации следующие шаги:
- установление отраслевого уровня оплаты труда;
- пересмотр нормативов сметной прибыли - от прямых затрат, без учета материалов;
- введение новых агрегированных индексов-дефляторов по видам строительства;
- возможность компенсировать непредвиденные, но обоснованные затраты.
Это позволит снизить риски срывов контрактов, повысить устойчивость подрядных организаций, стабильность дорожной отрасли.
По материалам: