Модернизацию ТЭС обсудили на заседании Комиссии РСПП по электроэнергетике
9 июля 2018 года состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством председателя Комиссии, члена Бюро Правления РСПП - Г.В.Берёзкина.
На заседании рассматривался вопрос: "Модернизация оборудования тепловых электростанций: обсуждение проекта постановления Правительства РФ".
С докладами по вопросу выступили:
- Максимов Андрей Геннадьевич - заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ;
- Опадчий Федор Юрьевич - заместитель Председателя Правления "СО ЕЭС";
- Габов Андрей Владимирович - и.о. заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ;
- Усман Екатерина Юрьевна - начальник Управления развития конкурентного ценообразования Ассоциации "НП Совет рынка";
- Панина Александра Геннадьевна - заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ООО "Интер РАО - Управление электрогенерацией", председатель Наблюдательного совета Ассоциации "Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики";
- Дзюбенко Валерий Валерьевич - заместитель директора Ассоциации "Сообщество потребителей энергии".
В дискуссии по теме приняли участие: председатель Комиссии Г.В.Березкин; заместитель председателя Комиссии М.С.Андронов; председатель Правления, генеральный директор АО "СУЭК" В.В.Рашевский; директор по работе с естественными монополиями ЗАО "РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В." М.Г.Балашов; вице-президент по энергетике ПАО "НЛМК" С.В.Чеботарев; и.о. вице-президента по управлению портфелем производства и трейдинга ПАО "Фортум" А.Л.Ягафаров; директор по энергетике ООО "Евраз Холдинг" В.В.Демин; директор по работе на рынке электроэнергии ООО "Газпром энергохолдинг" М.М.Булыгин и другие.
По итогам совещания по вопросам развития электроэнергетики, которое состоялось 14 ноября 2017 года, Президентом РФ В.В.Путиным было дано поручение Правительству РФ о разработке механизмов привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой энергетики. Ключевым фактором, которым необходимо руководствоваться при разработке механизмов, должно стать обеспечение сдерживания роста тарифов на электроэнергию не выше инфляции.
В рамках исполнения поручения Президента РФ Минэнерго РФ разработан проект постановления Правительства РФ, регулирующий механизм модернизации оборудования тепловых электростанций (http://regulation.gov.ru/projects#npa=77371).
Проектом в частности подразумевается, что принцип финансирования программы модернизации аналогичен принципу действующей программы ДПМ на строительство новой генерации - гарантированный возврат инвестиций с фиксированной доходностью. Дополнительно регулируется процедура отборов и критерии модернизируемых объектов, уровень локализации оборудования, процедура проведения конкурентных отборов мощности и др.
Общий объём финансирования программы модернизации, по оценке Минэнерго РФ, составит порядка 1,35 трлн руб., под реновацию попадает порядка 40 ГВт мощностей тепловых электростанций. Источник средств - высвобождаемые средства потребителей в связи с окончанием действующих ДПМ тепловой генерации. Для обеспечения условия по сдерживанию роста тарифов на электроэнергию не выше инфляции ввод модернизируемого оборудования планируется начать с 2022 года, объёмы вводов составят 3 ГВт в 2022 году, далее до 2031 года по 4 ГВт ежегодно.
Всего Минэнерго оценивает объем финансирования участников энергорынка в пределах инфляционного роста на период с 2021 по 2035 год в размере 3,5 трлн руб.
"Думаю, никто не будет спорить с тем, что обновлять генерацию в России нужно - очень многие станции уже выработали свой парковый ресурс. Однако в рамках действующих механизмов сделать это не представляется возможным. Действующей цены КОМ не хватает для того, чтобы провести даже относительно недорогую модернизацию. Конечно, какие-то работы поставщикам удается провести, но, например, заменить турбину в существующих стоимостных параметрах рынка мощности и рынка электроэнергии уже проблематично", - отметила Екатерина Усман.
Она напомнила, что на заседании Наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" 21 декабря 2017 года было утверждено техническое задание на выполнение ООО "Ламайер Интернациональ Рус" перечня работ по теме "Оценка стоимости мероприятий по модернизации (реконструкции) тепловых и гидравлических электростанций в России". Так, начальник Управления развития конкурентного ценообразования пояснила, что, согласно промежуточным результатам данной работы, модернизация турбины стоит порядка 13-14 тыс. рублей за кВт мощности. То есть, для того, чтобы модернизация турбины окупилась за счет КОМ, цена КОМ должна быть более, чем в 1,5 раза выше той, которая есть сейчас. При таких ценах КОМ стоимостная нагрузка на потребителя была бы существенно серьезнее, чем в случае реализации предлагаемого Минэнерго механизма.
"В условиях низких цен на газ, при действующих ценах на электроэнергию, рынок электроэнергии также не дает возможности окупить проекты модернизации, даже при существенном повышении эффективности генерирующего оборудования", - подчеркнула Екатерина Усман.
По ее словам, именно поэтому для модернизации нужен отдельный механизм.
Начальник Управления развития конкурентного ценообразования добавила, что Ассоциацией на основе расчетов ООО "Ламайер Интернациональ Рус" была проведена верхняя оценка стоимости модернизации при параметрах отбора, указанных в проекте постановления.
"Если все будут модернизироваться по максимуму (выполнять полный набор возможных мероприятий) и заявлять максимально допустимые стоимостные параметры, что возможно только при полном отсутствии конкуренции, стоимость модернизации для потребителей до 2035 года составит 1,8 трлн рублей (в ценах 2021 года). Но мы, безусловно, ожидаем, что стоимостная нагрузка будет меньше - под действием конкуренции цена будет снижаться", - сказала Екатерина Усман.
Завершая свое выступление, она отметила, что, по мнению Ассоциации, механизм модернизации, который предлагает Минэнерго, является сбалансированным, так как он предусматривает конкуренцию, решает поставленные цели и задачи и "вписывается в рынок".
Представителями генерирующих компаний, в целом, поддержан проект постановления Правительства РФ. Участниками заседания отмечено, что при сохранении темпов вывода неэффективного генерирующего оборудования избыток мощности исчезнет к 2024 году. Имеющийся на сегодняшний день профицит мощности в энергосистеме необходимо использовать для проведения модернизации тепловых станций, являющихся основным и самым дешевым источником покрытия электропотребления. При этом осуществлять необходимые для модернизации оборудования инвестиции необходимо при наличии прозрачных долгосрочных гарантий их возврата. Под таким механизмом понимается механизм, аналогичный действующей программе ДПМ.
Представители крупных потребителей электрической энергии в ходе заседания отметили, что для обеспечения надежного функционирования энергосистемы модернизация генерирующего оборудования в силу своей дешевизны относительно нового строительства является оптимальным решением в долгосрочной перспективе. Но на сегодняшний день по причине наличия в энергосистеме избытка мощности срочность принятия Проекта отсутствует.
Потребители электрической энергии негативно оценивают необходимость оплаты избыточной мощности при ежегодном росте платежей за мощность, в том числе, за счет нерыночных надбавок к цене. Данное обстоятельство подталкивает крупных потребителей к переходу на автономное энергоснабжение. Дальнейший рост платежей за мощность может активизировать этот процесс.
Потребители электрической энергии настаивают, что необходима разработка более дешевых и эффективных решений для обновления тепловой генерации, включающие в себя использование потенциала существующих рыночных механизмов. Дополнительно необходимо предпринять меры по разработке и совершенствованию нормативно-правовых актов для стимулирования развития распределенной генерации, использования новых технологий производства, передачи, хранения энергии и управления спросом. Это позволит снизить потребность в модернизации генерирующих мощностей относительно заявленных объёмов.
По итогам заседания Комиссии принято решение о представлении потребителями электрической энергии альтернативных механизмов модернизации оборудования тепловых электростанций. Также достигнута договорённость продолжить обсуждение концепции в Минэнерго России для выработки оптимального решения для субъектов энергорынка и для экономики страны в целом.
По материалам:
www.rspp.ru,
www.np-sr.ru