Союз производителей БАД оценил число карточек с нарушениями на маркетплейсах в 80 тысяч
Что происходит на рынке БАД
Союз производителей БАД ожидает, что по итогам 2024 года объем рынка в денежном выражении увеличится на 6% и составит 136 млрд руб. В упаковках сегмент может показать небольшое снижение до 398 млн упак. (5%). Об этом рассказал директор по развитию Союза производителей БАД Иван Дындиков, передает корреспондент "ФВ". "Запросы потребителей переместились в сегмент более дорогих добавок - стоимостью от 1 тыс.руб. (+4%). Остальные категории не растут или падают, - сказал он. - Это отчасти связано с большей разборчивостью покупателей".
Снижается и доверие потребителей к маркетплейсам как каналам продаж добавок из-за реализации "серой" продукции. По данным Союза производителей БАД, через аптеки реализуется 70% добавок, через e-com 30%. При этом аптеки в 2024 году показали прирост продаж всего на 6%, фармацевтический e-com - на 45%, а маркетплейсы - на 60%.
"Мы видим массу всевозможных продуктов, товаров, которые биодобавками назвать нельзя в силу того, что в их составе есть запрещенные компоненты, лекарственные субстанции и гормональные препараты. Однако они реализуются под видом БАД. И есть отдельный пласт продукции, которая реализуется как комплексные пищевые добавки, но при этом визуально совершенно идентична зарегистрированным БАД", - отметил Дындиков.
Согласно ТР ТС 029/2012, комплексные пищевые добавки запрещены для розничной реализации, добавил Дындиков. "Это некие пищевые компоненты, которые используются в технологическом процессе для получения готовой продукции (пеногасители, разрыхлители, красители), но это не витамин D или C, не витаминный комплекс, но не пиперин или ашваганда". Дындиков продемонстрировал скриншоты с сайтов маркетплейсов, на которых продаются эти запрещенные вещества. "Например, вместе с вызовом Яндекс.Такси мне предложили приобрести добавку бренда Now витамин D3 10 тыс. МЕ, который не может быть зарегистрирован как БАД в такой дозировке. Или добавку Kava Kava Extract 250 мг того же бренда - это перец опьяняющий, сильнодействующее вещество, за продажу и покупку которого в нашей стране может преследовать уголовная ответственность".
Что продают под видом БАД
Он отметил, что сейчас на маркетплейсах находится более 80 тыс. карточек с нарушениями, а еще в июле их было около 60 тыс. "Мошенническая схема с неверной идентификацией вводят в заблуждение не только потребителя, но и реализующее звено. Подобные продукты можно встретить не только в онлайне, но и на реальных витринах в косметических сетях, где рядом с БАД стоят комплексные пищевые добавки, - рассказал Дындиков. - Кроме того, существует большой канал "серого" ввоза, когда импортируется незарегистрированная в стране продукция в обход маркировки, таможенных ввозов. Я лично выявлял поддельные продукты, где не нужна экспертиза: по качеству типографии, пластика и колористики на этикетке видно, что это продукт неоригинальный".
Мошеннические схемы реализации добавок - один из факторов, который возвращает потребителей в аптечные учреждения, считает представитель Союза производителей БАД. В первой половине 2025 года отрасль ждет принятие законопроекта, который позволит Роспотребнадзору и Роскомнадзору заниматься внесудебной блокировкой сайтов, допускающих нарушения. "У отрасли колоссальный потенциал для роста. Если в доковидный период около 8-9% населения являлись постоянными потребителями БАД, то сегодня это 25-26%. Это четверть популяции, и нам есть куда расти: в Японии 92% населения - это постоянные потребители БАД, в Индии - около 86%, в США - около 80%, - сказал эксперт. - Внесудебная блокировка сайтов вкупе с терапевтическим назначением БАД может вывести рынок в новое качество".
Источник:
https://pharmvestnik.ru/content/news/Souz-proizvoditelei-BAD-ocenil-chislo-kartochek-BAD-s-narusheniyami-na-marketpleisah-v-80-tysyach.html