Совещание Комитета Совета Федерации по экономической политике "Снижение уровня износа инженерной инфраструктуры. Меры по привлечению инвестиций в сферу теплоснабжения"
Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов провел совещание, посвящённое вопросам снижения износа инженерной инфраструктуры и привлечения инвестиций в сфере теплоснабжения.
Он отметил, что инфраструктура централизованного теплоснабжения, созданная более 70 лет назад, за последние 40 лет значительно ухудшила показатели надежности, качества услуг и энергоэффективности. "Основная причина - низкая рентабельность или убыточность предприятий отрасли, что подтверждается их отчетностью". Общая выручка отрасли в 2,2 триллиона рублей не позволяет вывести теплоснабжение из области убыточности. На сегодня убытки ресурсоснабжающих организаций достигли 28 миллиардов рублей.
"Текущие темпы обновления сетей не соответствуют уровню их износа. Без системных изменений в тарифной политике и регулировании ситуация будет только ухудшаться", - заявил сенатор. Для модернизации тепловых сетей необходим комплексный подход: рост государственных и частных инвестиций, совершенствование законодательства и повышение квалификации персонала.
Совокупная длина тепловых сетей в стране превышает 167 тысяч километров. Даже при сохранении текущих объемов финансирования отрасль не в состоянии обеспечивать технологическое развитие, а в ряде регионов даже базовую надежность теплоснабжения, подчеркнул заместитель Министра энергетики Петр Конюшенко. Если сегодня не предпринять действенных шагов, то через 5-10 лет ситуация в отрасли может принять критический характер.
Петр Конюшенко подробно рассказал о методе альтернативной котельной и его эффективности. Этот метод предполагает расчет тарифов на тепло исходя из стоимости строительства и эксплуатации новой котельной, которая могла бы заменить существующую систему теплоснабжения.
"Мы последовательно реализуем целевую модель рынка тепловой энергии методом так называемой альтернативной котельной, - пояснил замминистра. - Этот подход основан на объективной рыночной оценке затрат потребителей на автономное теплоснабжение. Именно она и становится ценовым ориентиром в расчете стоимости тепловой энергии в регионе".
Такой подход реализован в 47 муниципалитетах в 22 субъектах Федерации.
"Объем инвестиций в рамках этих ценовых зон составил почти 110 миллиардов рублей. Доля инвестиций в выручке выросла до 22 процентов против среднероссийского уровня 9 процентов. То есть метод альтернативной котельной помогает привлечь инвестиции более чем в два раза", - заметил Конюшенко.
Еще один полезный эффект от внедрения новации - снижение на 69 процентов аварийности, потерь тепловой энергии с 22 процентов до 20,5 процента, количества отключений тепла в два раза. Это позволило сэкономить порядка 10 миллиардов рублей, модернизировать более тысячи километров и построить 234 километра сетей.
Для масштабирования продвинутой модели, по мнению замминистра энергетики, необходимо "синхронизировать теплоснабжение с развитием газо-, водо- и электроснабжения в регионах, обеспечить гибкость тарифов, возможность поэтапного перехода к целевой цене". Кроме того, нужно предусмотреть смягчение последствий для населения и согласование тарифов ниже уровня альтернативной котельной. При этом необходимо контролировать и обеспечивать ответственность единой теплоснабжающей организации за деятельность всей системы муниципалитета, в том числе бесхозяйных участков, подытожил Петр Конюшенко.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев сделал акцент на вклад инвестиций в коммунальную инфраструктуру в достижение национальных целей развития РФ до 2030 года. "Необходимо обеспечить синхронное развитие правовой базы и проактивное использование инструментов антимонопольного регулирования".
Вместе с тем Виталий Королев сообщил, что из 15 тыс. организаций, деятельность которых регулируется государством, инвестиционные программы утверждены только у 1600. Общий объем вложений на 2025 г. - 547 млрд руб., что составляет лишь одну седьмую часть общего объема необходимой валовой выручки. Он напомнил, что для решения проблемы недостаточного инвестирования в коммунальную инфраструктуру было принято решение, позволяющее регионам пересмотреть коммунальные тарифы с 1 июля 2025 года. "Это важно для реализации меморандумов с Минстроем РФ и привлечения 4,5 трлн рублей в модернизацию коммунальной инфраструктуры до 2030 года". Также, продолжил Виталий Королев, в 2024 г. было принято постановление Правительства РФ, расширяющее возможности учета изменений в концессионных соглашениях, включая рост цен на стройматериалы и изменение ключевой ставки Банка России.
Директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Федяков привел данные Росстата, согласно которым порядка 42 процентов сетей в настоящее время нуждаются в замене. Следствием высокого износа являются аварийность и большие объемы потерь.
"Темпы замены сетей в среднем по стране у нас составляют порядка одного процента в год. Ситуация в сфере теплоснабжения чуть лучше - 1,9 процента. По водоотведению хуже - 0,6 процента. При этом для преодоления накопленного износа и обеспечения устойчивого развития инфраструктуры нам необходимо выйти на целевой показатель в 5 процентов. Эта цифра зафиксирована в стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года", - уточнил представитель Минстроя.
Сейчас работа продолжается в рамках нового нацпроекта "Инфраструктура для жизни", добавил он. Общий объем инвестиций в отрасли должен составить 4,5 триллиона рублей до 2030 года. Но этого недостаточно. Потребность в деньгах на обновление инфраструктуры, "конечно же, выше, чем эти 4,5 триллиона рублей", заметил Федяков. Причем 2 триллиона рублей должны быть привлечены за счет внебюджетных источников.
Что касается государственных денег, то Минстроем до 1 апреля текущего года в рамках федерального проекта с регионами были заключены соглашения, так называемые меморандумы. "По этим соглашениям будет предоставляться целевая субсидия из федерального бюджета для проведения ремонтов и реконструкции линейных объектов, главным образом сетей, а также объектов, обеспечивающих тепло- и водоснабжение", - сказал глава департамента.
Кроме того, Александр Федяков выступил за внедрение дифференцированных тарифов, аналогичных используемым в электроэнергетике. "Это позволит гибко их регулировать в зависимости от уровня потребления и инфляции".
Среди прозвучавших на совещании идей - разработка долгосрочных финансовых моделей развития отрасли с горизонтом планирования до 10 лет и синхронизация модернизации сетей теплоснабжения с программами капитального ремонта многоквартирных домов. Участники совещания поддержали расширение доступа частных ресурсоснабжающих организаций к бюджетному финансированию. Одновременно с этим было предложено разработать механизмы защиты населения от резкого роста тарифов. Особое внимание уделено повышению зарплат в отрасли для привлечения квалифицированных кадров.
Член Комитета СФ по экономической политике Михаил Борщев, комментируя итоги обсуждения, отметил важность разработки законодательных критериев для выбора технических решений при модернизации инфраструктуры теплоснабжения. Он инициировал также обсудить предоставление налоговых льгот ресурсоснабжающим организациям.
По материалам:
http://council.gov.ru/events/news/167197/
https://www.pnp.ru/economics/pereplachivat-za-teplo-rossiyane-bolshe-ne-budut.html