Утвержден комплекс нормативно-правовых актов в области регулирования деятельности предприятий при наступлении НМУ
Министерство природных ресурсов и экологии РФ утвердило три основных нормативных акта, которые систематизируют требования к деятельности предприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ):
- Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 651 "Об утверждении требований к мероприятиям по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и их проведению при поступлении общих прогнозов неблагоприятных метеорологических условий или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 651);
- Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 652 "Об утверждении порядка предоставления специализированного прогноза неблагоприятных метеорологических условий, требований к составу и содержанию такого прогноза, размера и порядка взимания платы за подготовку и предоставление специализированного прогноза неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Минприроды России от 26.11.2025 № 652);
- Приказ Минприроды России от 28.11.2025 № 662 "Об утверждении требований к содержанию, составу, форме, порядку разработки, согласования и утверждения плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Приказ Минприроды России от 28.11.2025 № 662).
Документы вступают в силу 1 марта 2026 года и будут действовать до 1 марта 2032 года.
Комплекс актов регулирует всю цепочку действий по предотвращению высокого загрязнения воздуха при НМУ:
- Приказ Минприроды России от 28.11.2025 № 662 - устанавливает требования к плану мероприятий по снижению выбросов (его содержанию, составу, форме, порядку разработки, согласования и утверждения);
- Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 651 - определяет требования к самим мероприятиям по снижению выбросов и порядку их проведения при получении прогнозов НМУ. Признаёт утратившим силу предыдущий Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811;
- Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 652 - регламентирует порядок предоставления специализированных прогнозов НМУ, требования к ним, а также размер и порядок платы за их подготовку.
Основные положения
1. По плану мероприятий (Приказ Минприроды России от 28.11.2025 № 662):
- помимо стандартных реквизитов, в план необходимо включать результаты расчётов рассеивания выбросов, обосновывающих эффективность мероприятий, и информацию о методе контроля (инструментальный или расчётный) за их выполнением;
- разработка мероприятий не требуется, если на основе инвентаризации и расчётов рассеивания доказано, что в периоды НМУ концентрации загрязняющих веществ не превысят ПДК. Этот факт фиксируется в плане с приложением подтверждающих материалов;
- установлены сроки согласования плана с уполномоченным органом субъекта РФ (15 рабочих дней), процедура доработки при замечаниях (22 рабочих дня) и утверждения предприятием (3 рабочих дня);
- план подлежит пересмотру при изменениях, ведущих к росту совокупных выбросов объекта на 10% и более, в срок не позднее 90 календарных дней с даты утверждения скорректированной инвентаризации.
2) По мероприятиям и нормативам снижения (Минприроды России от 26.11.2025 № 651):
- мероприятия должны быть направлены на снижение вклада в приземные концентрации контролируемых веществ в конкретных контрольных точках, а не просто на уменьшение массы выброса;
- установлены чёткие нормативы снижения в зависимости от типа прогноза и категории объекта: при общем прогнозе НМУ: не менее чем на 20% (для большинства объектов) или на 15% (для объектов в сфере ЖКХ: энерго-, тепло-, водоснабжения и др.), при специализированном прогнозе НМУ: степень снижения привязывается к степени опасности НМУ (1, 2 или 3-я). Для большинства объектов это 15%, 20% и 40% соответственно. Для объектов ЖКХ установлены пониженные обязательные пороги - 5%, 10% и 20%, с акцентом на обеспечение бесперебойности работы;
- если на одном источнике снижение невозможно из-за особенностей технологии, оно должно быть обеспечено на других источниках того же объекта;
- в период действия НМУ запрещены остановки газоочистки для планового ремонта, залповые выбросы, пусконаладочные работы и испытания оборудования.
3) По специализированным прогнозам (Приказ Минприроды России от 26.11.2025 № 652):
- спецпрогноз готовится уполномоченными организациями Росгидромета на основании данных, предоставленных предприятием (инвентаризация, согласованный план мероприятий);
- критерии степеней НМУ: степень (1, 2 или 3-я) присваивается в зависимости от комбинации прогнозируемых опасных метеофакторов: неблагоприятное направление и скорость ветра, наличие инверсии, длительность сохранения явления;
- стоимость подготовки и предоставления специализированного прогноза для одного объекта не может превышать 365179 рублей в год (цена согласовывается с исполнителем);
- прогноз на следующие сутки готовится до 15:00 текущего дня и предоставляется заказчику в течение часа после подготовки. Уведомление об отмене НМУ направляется после окончания прогнозируемого периода. Одновременно спецпрогноз безвозмездно направляется контролирующим органам.
Ознакомившись с текстами документов, вы сможете:
- быть в курсе актуальной ситуации в области охраны окружающей среды и гидрометеорологии;
- своевременно реагировать на предупреждения о возможных опасностях природного происхождения, тем самым снизив риск привлечения к административной ответственности (например, в части соблюдения режимов неблагоприятных метеорологических условий согласно ст.8.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф до 100000 рублей).