В Государственной Думе прошел "правительственный час" по вопросам состояния коммунальной инфраструктуры

23 октября в Государственной Думе прошел "правительственный час" на тему "О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг". Одна из главных тем "правчаса" - подготовка к предстоящему отопительному сезону.

Перед депутатами выступили Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак. Также в обсуждении вопросов развития сферы ЖКХ принял участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. Выступили руководители профильных комитетов, представители фракций. К дискуссии по видео-конференц-связи были подключены представители органов власти 81 субъекта: губернаторы, главы парламентов, вице-губернаторы и главы департаментов, отвечающие за вопросы ЖКХ, в зале пленарных заседаний присутствовали руководители регионов - губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, а также глава Республики Северная Осетия - Алания Сергей Меняйло.

Председатель ГД Вячеслав Володин в начале "правительственного часа" подчеркнул, что вопрос тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства должен находиться на парламентском контроле.

Тарифообразование в отрасли необходимо сделать более прозрачным. "Мы рассматриваем закон о бюджете. В законе о бюджете есть прогноз инфляции, установленный в 4,5 процента. А в прогнозах, которые появились в Министерстве экономического развития, ФАС и других структурах, мы видим, что прогнозируется рост тарифов где-то порядка 11,8 процента или 9 десятых. Как вот мы можем на это отреагировать?" - поинтересовался председатель Госдумы Вячеслав Володин.

"В последнее время начинают вбрасывать тему, что Дума утверждает тарифы. Дума никогда никакие тарифы не утверждала и не утверждает. Тарифообразованием занимаются федеральные органы - это ФАС, регионы и их энергетические комиссии. Но эта тема должна быть под контролем парламента. Мы должны тоже с вами брать, и изучать, и смотреть с точки зрения: а какой рост тарифов, а почему, обоснован он или нет. Но это компетенция исполнительной власти", - сказал Вячеслав Володин.

Также Председатель ГД призвал регионы РФ не уходить от ответственности за решение проблем в сфере ЖКХ.

"ЖКХ - сфера, которая относится к компетенции и ответственности органов местной власти и регионов, но учитывая огромное количество жалоб и нареканий на работу теплоснабжающих организаций, водообеспечения в регионах, мы с вами договорились обсудить этот вопрос в рамках "правительственного часа", предложив Правительству РФ выработать свои предложения", - отметил он.

По словам Вячеслава Володина, в Москве, так же как и в Санкт-Петербурге, и в Казани тепло- и водоснабжающие организации были и остаются государственными, при этом в Самаре "это все принадлежит концессионерам, арендаторам". Председатель ГД напомнил, что ранее эта тема обсуждалась с новым губернатором и с депутатами от Самарской области: "Отдали за смешные деньги в аренду городские электрические сети, газовые, миллиардные обороты и доходы, а что получает бюджет от этого?".

"Поэтому, коллеги, тот, кто попытался взять и уйти от ответственности, показав пальцем, что Москва богата: у нас есть регионы еще богаче, но там нет той ответственности, которая сегодня есть в Москве. Нет той ответственности, которая есть в Тюмени", - отметил Вячеслав Володин.

"Правильно будет еще раз подчеркнуть, чтобы и наши коллеги - законодатели в регионах, и руководители исполнительных органов власти, органов местного самоуправления понимали, что это их ответственность", - подчеркнул Председатель ГД.

Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин выступил с докладом, в котором рассказал о ключевых направлениях нового комплексного национального проекта "Инфраструктура для жизни", а также мерах, направленных на повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

"По поручению Президента на сегодняшний день мы завершаем формирование комплексного нацпроекта - "Инфраструктура для жизни", в котором одним из основных блоков как раз станет модернизация коммунальной инфраструктуры. За десятилетия там накопилось немалое количество проблем, включая износ основного фонда. Однако все они должны рассматриваться намного шире, чем лишь ремонт отдельных объектов. В рамках нового нацпроекта намерены сделать нормативно-законодательную базу, где распишем подробную "дорожную карту" по ЖКХ. Другой очень важный вопрос относительно отрасли - социальный. Мы должны чётко выверить, как здесь защитим население. Меры господдержки нужно также актуализировать", - сказал Марат Хуснуллин.

Зампред Правительства добавил, что также крайне важно повышать уровень исполнительской дисциплины на местах. По его словам, модернизация ЖКХ должна стать приоритетом на ближайшие десятилетия для каждого региона.

"Мы много говорим сегодня про строительство жилья. Если мы не наведем порядок в коммуналке, никакого жилья у нас не будет", - отметил заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

Кроме этого, предстоит актуализировать генеральные планы и схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения, принять дополнительные меры по привлечению внебюджетных инвестиций, а также выстроить систему более чёткого контроля за выполнением социальных обязательств перед гражданами в части жилищно-коммунальных услуг.

Он обратил внимание на необходимость уточнения в законодательстве понятия "мастер-план". По его словам, от этого напрямую зависит и развитие ЖКХ. "Если мы сегодня на наши старые генеральные планы, которые не соответствуют действительности, начнем делать модернизацию коммунальной инфраструктуры, мы часть денег просто потеряем", - считает Марат Хуснуллин.

"Нам надо до конца года принять упрощенный вариант мастер-плана, принять упрощенный вариант сетей, в которых мы должны на ключевой вопрос ответить: в каждом населенном пункте сколько живет сегодня человек, сколько работает, сколько будет к 2030, сколько к 2036 году жить", - добавил заместитель Председателя Правительства.

Также Марат Хуснуллин выступил за ужесточение наказания за преступления, связанные со сферой ЖКХ.

Аплодисментами депутаты поддержали предложение вице-премьера Марата Хуснуллина усилить меры контроля за потреблением воды в России. "Когда мы говорим, что у нас 180 литров на человека - норматив потребления, кто из вас сегодня использует 180 литров? Нет таких затрат, это воровство", - уверен Хуснуллин. Вице-премьер подчеркнул, что вне зависимости от размера кражи это уголовное дело.

"Почему когда кошелек у человека украли, неважно, сколько в нем, три тысячи или пять, - это уголовное дело, а когда у бабушки или пенсионера украли тонны воды, почему они должны платить за это? Почему за это административное наказание? Давайте меры контроля усилим", - сказал он.

Вице-премьер отметил высокий уровень коммуникации между Государственной Думой, Правительством и профильными ведомствами, а также системный подход в совместной работе, в том числе и по действующим нацпроектам "Жильё и городская среда", "Безопасные качественные дороги".

Вячеслав Володин обратил внимание на проблему работы управляющих компаний.

"Люди обращаются, зачастую став заложниками управляющих компаний. Поменять не могут, необоснованные тарифы, плата за услугу. Но если даже удается отказаться от управляющих компаний, нет достойной замены. В случае если управляющая компания не работает, идет замещение на государственное бюджетное учреждение, нам, может быть, посмотреть такие подходы в регионах. И там, где складываются такие ситуации, чтобы можно было заместить управляющие компании, муниципальные, государственные. Давайте этот вопрос вынесем для рассмотрения в приоритетном порядке с тем, чтобы закон был принят буквально до конца текущего года", - предложил Председатель ГД.

Председатель Государственной Думы также напомнил, что Президентом задача поддержки и модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства определена как одна из приоритетных. "Поручения Президента должны исполняться. Тогда будет результат", - подчеркнул он.

"Для нас вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, учитывая то, что они касаются практически каждого человека, абсолютный должен быть приоритет. И в этой связи есть решение президента: две трети бюджетных кредитов регионам списывают. А вот куда пойдут высвободившиеся ресурсы?" - поинтересовался политик.

Вячеслав Володин предложил направить половину средств, сэкономленных от списанных бюджетных кредитов, в регионы на модернизацию ЖКХ. "Мы с вами должны посмотреть и вопросы, связанные с инвестированием в эту сферу. Если более триллиона освобождается и есть возможность выделить средства, - приоритет модернизации ЖКХ", - добавил он.

Перенаправление половины от совокупного объема бюджетных остатков регионов РФ, не обеспеченных целями и обязательствами, поможет в решении проблемы ветхой коммунальной инфраструктуры в субъектах, считает Марат Хуснуллин.

"Остатков, не обеспеченных целями и обязательствами, по всей стране 3,13 триллиона рублей. Может, половину от этого пустим на ЖКХ и все проблемы разрешатся?" - предложил он

"В рамках этих средств давайте найдем возможность выделить приоритет модернизации ЖКХ при рассмотрении законопроекта о бюджете, примем решение о направлении этих средств на модернизацию жилищно-коммунальных хозяйств", - добавил Володин.

Соответствующее поручение проработать данный вопрос ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2025-2027 года дано Председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову.

О ситуации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства рассказал Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. В частности, он сообщил депутатам, что подготовка к отопительному сезону полностью завершена. В Курской, Брянской и Белгородской областях она находится под особым контролем, уточнил глава Минстроя.

В Минстрое инициировали введение ответственности для ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ за неготовность к осенне-зимнему отопительному периоду. По мнению Файзуллина, неполучение муниципальными образованиями и организациями паспорта готовности к осенне-зимнему периоду должно входить в список грубых нарушений лицензионных требований.

Ирек Файзуллин предложил внедрять в регионах цифровые решения в сфере ЖКХ для обеспечения комплексной модернизации отрасли. "Требуется создать единую платформу учета ресурсов, а также внедрить повсеместное использование умных счетчиков", - сказал Министр.

Ирек Файзуллин добавил, что основными документами в коммунальном хозяйстве являются схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. По его словам, от их уровня проработанности напрямую зависит эффективность работы системы. "Минстроем подготовлен законопроект по ежегодной актуализации схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также передача полномочий по их утверждению на уровне региона. Важно синхронизировать мероприятие схем с генеральными планами, которые, в свою очередь, должны учитывать корректный прогноз демографических показателей", - сообщил он.

"Для обеспечения комплексной модернизации в отдельных случаях регионам придется значительно пересмотреть эти схемы, внедрять цифровые решения на базе информационной аналитической системы Фонда развития территорий. Требуется создать единую платформу учета ресурсов, а также внедрить повсеместное использование умных счетчиков", - добавил министр.


Глава Минстроя также заявил о необходимости исключить создание избыточных мощностей, а также пересмотреть подходы к резервированию потребителей мощностей, потому что очень часто они остаются невостребованными.

Министр напомнил, что в России один миллион километров сетей, 74 тысячи котельных, 73 тысячи систем водопроводов и канализации. Коммунальные услуги оказывают 12 тысяч ресурсоснабжающих организаций... "Порядка 43% сетей в настоящее время нуждаются в замене, - отметил он. - Следствием высокого износа является аварийность".

По словам Министра, на решение этих задач направлен федеральный проект "Модернизация коммунальной инфраструктуры", который будет включать в себя все действующие и планируемые меры поддержки. "Регионам предстоит большая работа для того, чтобы обеспечить сбалансированность всех источников финансирования, чтобы сформировать источники для замены сетей", - сказал Ирек Файзуллин. Это и бюджетные источники, и кредиты, и тарифные решения.

Кроме того, Файзуллин подчеркнул, что отрасль ЖКХ нуждается в квалифицированных кадрах, которые могут работать с современным оборудованием и технологиями.

"На сегодняшний день в отрасли средняя зарплата рабочего составляет 45 тыс. рублей. И важно понимать, что за эти деньги сегодня в отрасли работают сотрудники, которые обеспечивают жизнедеятельность всех наших граждан. Считаем, что уровень оплаты труда должен быть соразмерен ответственности", - заключил глава Минстроя.

Заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак заявил, что ведомством уделяется особое внимание стабильной работе систем энерго- и теплоснабжения в периоды максимальной нагрузки.

"Без стабильной и надежной работы, опережающего развития теплоэнергетики и распределительного сетевого комплекса говорить об удовлетворенности населения работой жилищно-коммунального хозяйства невозможно", - подчеркнул Евгений Грабчак.

Он отметил, что в текущем году подготовка к зиме проходила в условиях сложной режимно-балансовой ситуации, выполнение работ в отдельных регионах осложнялось половодьями, пожарами и разрушением инфраструктуры от воздействия третьих лиц.

В Минэнерго заявили, что до середины ноября 2024 года будут подведены итоги оценки и выданы паспорта готовности к отопительному периоду всех объектов энергетики. На отдельном контроле федерального и региональных штабов находится выполнение мероприятий по объектам, не обеспечившим своевременную и полную готовность.

"Мониторинг хода подготовки проводим ежемесячно, а по объектам в зоне риска проходят выездные проверки", - сказал замглавы Минэнерго.

Кроме того, Минэнерго России уделяет особое внимание подготовке к ОЗП 2024-2025 годов регионов Дальнего Востока, Юго-Восточной части Сибири, Юга страны, Дагестана, новых и приграничных территорий.

"Минэнерго совместно с региональными властями детально проработаны ключевые факторы, которые могут повлиять на прохождение отопительного периода. Разработаны комплексные карты рисков по каждому региону и реализуются оперативные и среднесрочные мероприятия по снижению рисков возникновения нештатных ситуаций", - добавил Евгений Грабчак.

Помимо этого, в каждом субъекте России проведены межведомственные противоаварийные тренировки для оценки адекватности и реалистичности планов реагирования на возможные аварийные ситуации. "К устранению нарушений готовы более 23 тыс. аварийно-восстановительных бригад, оснащенных необходимой техникой и материалами. Запасы топлива уже сформированы выше установленных нормативов, в том числе в рамках северного завоза. Завершается реализация годовых планов инвестиционных ремонтных программ, в этом году они на сумму более 1,6 триллиона рублей", - отметил он.

Согласно презентации замминистра энергетики РФ, укомплектованность резервных источников снабжения электроэнергией на текущий момент составляет 8 тысяч позиций - 6 тысяч передвижных и 2 тысячи стационарных.

Минэнерго реализуются мероприятия по адаптации объектов электроэнергетики к новым вызовам. Меры направлены на обеспечение стабильной и бесперебойной работы электросетевого комплекса, который сталкивается с такими вызовами, как высокий износ основных фондов; увеличение н прогнозируемых нагрузок из-за экстремальных погодных условий; переориентация экономики и активизация более энергоемких производств, а также развитие майнинга, внутренняя миграция и активный переход на электроотопление.

С 1 сентября 2024 года вступил в силу федеральный закон, создающий в каждом регионе единый центр ответственности за надежное электроснабжение на всей территории субъекта Российской Федерации - системообразующая территориальная сетевая организация.

Продолжается работа по консолидации электросетевого комплекса. Вместо 4000 созданных в результате реформы 2000-х годов, с 1 января 2025 года должно остаться 498 сетевых компаний.

В 11 субъектах России уже реализуются программы повышения надёжности электроснабжения потребителей. С 2025 года такие программы будут запущены еще в четырех регионах.

"В сфере теплоснабжения предлагаем, по аналогии с электросетевым комплексом, ввести институт системообразующей единой теплоснабжающей организации, отвечающей за эксплуатацию бесхозяйных сетей и оказывающей содействие в устранении аварий даже не на своих сетях", - сказал Евгений Грабчак.

В Минэнерго добавили, что перспективное планирование и управление развитием теплоснабжения должно осуществляться через разработку и актуализацию схем тепловодоснабжения и их синхронизацию с планами развития городов. Было предложено предусмотреть ответственность за ежегодную актуализацию таких схем. В соответствии с Федеральным законом № 311-ФЗ наличие у муниципального образования утвержденной и актуализированной схемы теплоснабжения будет критерием получения паспорта готовности к отопительному периоду.

"Необходимо обеспечить синхронизацию программы развития энергетики с мерами по развитию, строительству и модернизации коммунальной инфраструктуры", - указал спикер Ведомства, добавив, что до 2030 года будет дополнительно введено 6,3 ГВт генерирующих мощностей, работающих в режиме комбинированной выработки.

Также на заседании Минэнерго предложило инициативы, которые позволят обеспечить равномерную нагрузку на сетевые мощности и привлечь дополнительные инвестиции в обеспечение надёжности электросетевого комплекса. В их числе: дифференциация тарифов по объёмам потребления, введение четвёртой категории надёжности, плата за резерв и применение механизма "бери или плати" для отдельных категорий потребителей.

В завершение было отмечено, что на метод "альтернативной котельной" перейдут ещё 37 муниципальных образований, включая пять городов-миллионников. Данный метод можно рассматривать в качестве одного из основных способов регулирования отношений в теплоснабжении, и в среднесрочной перспективе, по мнению Минэнерго России, на "альтернативную котельную" должны перейти все регионы страны.

Также Председатель ГД поднял в ходе "правительственного часа" проблему дефицита электроэнергии, который возникает в регионах из-за строительства дата-центров, занимающихся майнингом.

"Есть регионы, где именно из-за строительства дата-центров, тех, кто занимается майнингом, образуется дефицит электроэнергии, который влияет на такие важные вопросы, как уже гарантированное энергообеспечение населения, теплообеспечение. У нас же есть субъекты Российской Федерации, где производство электроэнергии в разы превышает потребление. Это все надо регулировать. Если надо поправить законодательство, давайте", - подчеркнул Председатель ГД.

Замминистра энергетики Евгений Грабчак отметил, Министерство выступает за запрет майнинга в регионах с дефицитом электроэнергии.

"Мы выступаем с инициативой о том, что в дефицитных регионах майнинг должен быть запрещен на период дефицитов. В регионах, где у нас субсидируется электроэнергия, где у нас зоны регулируемых договоров, также майнинг не должен по этим регулируемым договорам и субсидированным ценам подключаться к электросети. Да, для майнинга целесообразно отменить недискриминационный подход и стимулировать их в зонах дефицита переходить на собственную генерацию", - подчеркнул Евгений Грабчак.

Он отметил, что непрогнозируемые нагрузки на энергосистему, вызванные ростом потребления ее майнерами, стали проблемой. "Мы вынуждены реагировать на рост таких нагрузок, принимать решение о строительстве дополнительной генерации. Все затраты на эту генерацию транслируются в тарифные решения, чем, по сути, мы помогаем этим майнерам, дополнительно финансируя их деятельность. Конечно, это неправильно, и закон, который приняла Госдума, позволяющий Правительству ограничивать майнинг в отдельных регионах, поможет нам в этом", - сказал Евгений Грабчак.

Председатель Комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении подчеркнул, что ситуация в сфере ЖКХ остается одной из острейших и волнует граждан страны.

Аварии, участившиеся в прошлый отопительный сезон, привели к тому, что тема ЖКХ вышла на одно из первых мест в критической оценке населения. Так, 41 процент россиян критически оценивают состояние своего дома, а 18 процентов жителей говорят о значительном его ухудшении. За три квартала текущего года в адрес Госдумы поступило 11563 обращения граждан с жалобами на перебои водо- и электроснабжения, на недобросовестные управляющие компании, нарушение сроков капремонта, завышенные тарифы, с просьбами о благоустройстве придомовых территорий, добавил парламентарий.

"По данным Счетной палаты, начиная с 2017 года аварийность теплосетей имеет, к сожалению, тенденцию к росту в среднем на 2,7 процента в год", - сказал Морозов. Критический износ сетей, например, в некоторых городах Подмосковья достигает 80 процентов, указал депутат. А в среднем по стране эта цифра, по его словам, равна примерно 40 процентам.

"Учитывая, что в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни" каждый пятый квадратный метр жилья к 2030 году должен быть новым, динамика по аварийности в ЖКХ становится просто критической", - сказал Морозов.

"Сегодня первостепенным является максимально безаварийное прохождение отопительного периода. Надо извлечь уроки из минувшей зимы, когда в ряде субъектов тысячи людей оставались без тепла и света", - заявил парламентарий.

"Стратегическая задача - это полномасштабный пересмотр основ функционирования отрасли. Для ее успешного преобразования необходима тесная увязка избранной стратегии с пространственным развитием страны, градостроительными планами и демографическим прогнозом, а также нормативное обеспечение данной стратегии", - уверен Олег Морозов.

По словам Председателя Комитета по контролю, серьезной доработки требуют тарифные механизмы, которые порой не согласуются ни с потребностями граждан, ни с их возможностями, а иногда и со здравым смыслом. "К примеру, норматив водопотребления в 250 литров на человека в сутки - это точно из этого ряда", - сказал Морозов.

"По опросу на портале Госуслуг, 76 процентов граждан считают стоимость коммунальных услуг высокой, а 43 процента назвали высокие тарифы основной проблемой в ЖКХ", - сказал Морозов.

Значительная часть граждан, преимущественно с низкими доходами, по его словам, тратят до 20 процентов семейного бюджета на оплату коммунальных услуг.

Принципиально изменить ситуацию, по его словам, можно, создав комплексную мотивацию для ресурсообеспечивающих компаний к поиску качественных и одновременно низкозатратных решений.

Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обозначил две ключевые задачи, которые сейчас стоят перед отраслью ЖКХ: "Первая - это стабильное прохождение этого и следующего отопительного сезона, вторая - программа глобальной модернизации системы ЖКХ, которая жизненно сегодня необходима".

Председатель профильного комитета также подчеркнул важность повышения энергоэффективности и учета ресурсов. "Любой разговор о модернизации системы ЖКХ без решения проблемы энергоэффективности и учета не даст существенного результата. Но это не просто поставить счетчики, а создание системы учета коммунальных ресурсов на всех стадиях от производства до потребления", - заявил Сергей Пахомов.

"Второй блок - это инвентаризация, диагностика, а затем и государственная регистрация прав на объекты и земельные участки под ними. Без этих шагов в сфере ЖКХ не возникнет достоверной оценки потребности во вложениях. В муниципалитетах огромное количество бесхозного имущества, которое сегодня обслуживается без тарифа", - обратил внимание Председатель Комитета по строительству и ЖКХ.

Кроме того, Сергей Пахомов напомнил, что раз тарифы регулирует государство, то и их формирование должно быть единым и понятным для всех - и для жителей, и для инвесторов.

Председатель Комитета по энергетике Николай Шульгинов отметил, что резонансные аварии на объектах теплоснабжения, случившиеся в последний год, показали, что проблемы в этой сфере требуют внимания не только энергетиков, но и федеральной исполнительной и законодательной власти. Главной задачей является безаварийное прохождение отопительного периода и оперативная ликвидация возможных нарушений с минимальными последствиями. Одновременно нужно начинать масштабный процесс реформирования отрасли ЖКХ.

В августе текущего года были приняты поправки в Федеральный закон «О теплоснабжении», которые закрепили четкие требования к организации подготовки к отопительному периоду всех ответственных субъектов. Важным нововведением стало закрепление нормы об ответственности за неготовность к зиме. "Одной из первоочередных задач Правительства должно стать скорейшее внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об административной ответственности субъектов теплоснабжения за неготовность к отопительному периоду и несоблюдение требований к разработке схем теплоснабжения. Не менее важно оперативно принять необходимые подзаконные акты к уже принятому закону без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Соблюдение процедуры не должно быть выше целесообразности обеспечения норм энергетической безопасности", - уверен Николай Шульгинов.

Также важно, по словам Председателя Комитета по энергетике, решить проблему увеличения объемов модернизации тепловой инфраструктуры. В своем выступлении Шульгинов обратился к Правительству РФ с предложением при разработке программы модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотреть выделение финансирования для реконструкции, капитального ремонта, модернизации объектов когенерации и магистральных сетей. Поскольку более трети общего отпуска тепловой энергии и более четверти протяженности тепловых сетей приходится на эти объекты, повышение надежности их работы должно быть в приоритете, отметил депутат.

Правительству РФ целесообразно предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на финансирование программ повышения надёжности электросетевого комплекса в регионах с высокой аварийностью сетевого оборудования. Сегодня эти программы реализуются как за счет бюджетных средств, так и за счет средств энергокомпаний, количество регионов, где они необходимы, растет. Также предлагается проработать возможность реализации аналогичных программ в отношении генерирующих и сетевых объектов теплоснабжения.

Кроме того, председатель Комитета по энергетике предложил Правительству проработать вопрос регламентации процедуры «технологического управления» объектами коммунальной инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях и поддержать предложение Минэнерго по «подхвату» Едиными теплоснабжающими организациями объектов лишившихся статуса теплосетевых организаций, в том числе, по модели системообразующих ТСО в электроэнергетике..

Со своими предложениями выступили представители фракций.

Так, Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Роман Лябихов (КПРФ) подчеркнул важность оказания помощи регионам, чтобы они без проблем прошли отопительный сезон. По его словам, депутаты готовы помогать в случае необходимости решать вопросы на законодательном уровне. "Но мы также должны понимать, что ЖКХ - это, в первую очередь, муниципальное хозяйство, ответственность за которое лежит на мэрах и, во вторую очередь, на субъектах", - отметил парламентарий.

Также во фракции КПРФ предлагают передавать бесхозные сети поставщику в качестве имущества. "Важно контролировать взаимосвязь затрат на их ремонт в объеме не менее амортизационных отчислений по данному имуществу. Этим мы решаем вопросы надлежащей эксплуатации тепловых сетей и возможности использовать ресурсы по их эксплуатации для эксплуатанта", - уточнил он.

"Высокий износ коммунальной инфраструктуры сегодня является основным фактором потери ресурсов в сетях и их аварийности. По официальным данным, более 40% объектов инженерной инфраструктуры нуждается в замене", - отметил Первый заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев (ЛДПР).

По словам Кошелева, на сегодня нет четкого понимания, где и какие объекты ресурсоснабжения находятся, процент их износа, необходимость и сроки ремонта. Он отметил, что такая информация в очень скудном виде есть в муниципальных схемах тепло- и водоснабжения.

Депутат считает, что из-за сложившейся ситуации фактически отсутствует необходимая для принятия управленческих решений информация. "Решение проблемы мы видим в создании федерального единого реестра сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения", - уточнил Кошелев.

Он считает, что в реестре должны быть полные сведения об инженерных объектах и их собственниках, протяженность и степень износа, мощность, предельная нагрузка, плановые сроки текущего и капитального ремонта.

Депутат также обратил внимание на проблему концессионных соглашений в этой сфере. "Этот механизм был введен для привлечения частных инвестиций в эту область. Большинство соглашений не содержит инвестиционных обязательств концессионеров. Либо сроки по ним бесконечно передвигаются. Решением проблемы мы видим ужесточение правового регулирования концессий в ЖКХ", - сказал Владимир Кошелев.

По мнению заместителя Председателя Комитета по строительству и ЖКХ Александра Аксёненко ("Справедливая Россия - За правду"), точечное обновление коммунальных сетей не изменит сложившейся ситуации в сфере, необходима "дорожная карта" модернизации ЖКХ с четкими сроками и финансированием.

"Нужно учитывать финансовую доступность услуг ЖКХ для населения. Если доля домохозяйств, которая получает субсидии, не превышает определенный уровень, это значит, что услуга становится недоступной и нужно сдерживать тариф", - сказал он.

Фракция "Новые люди" разрабатывает законопроект по восстановлению для регионов ограничения роста тарифов для населения за каждый вид коммунальной услуги, сообщила в своем выступлении от фракции заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева.

"Это обеспечило бы прозрачность тарифного регулирования и исключило бы возможность для недобросовестных ресурсоснабжающих организаций устанавливать тарифы, значительно превышающие предельный индекс изменений, вносимые гражданами платы за коммунальные услуги", - сказала парламентарий. По ее словам, в профильном министерстве также поддерживают необходимость введения единого платежного документа.

"Есть две основные задачи в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это стабильное прохождение ежегодного отопительного зимнего периода и обеспечение бесперебойного снабжения коммунальными услугами. И вторая задача - это системные решения в сфере ЖКХ на основе установления приоритетов развития и выделения системных проблем", - сказал Первый заместитель Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Павел Качкаев ("Единая Россия").

Также депутат отметил, что в последние годы достаточно много средств вкладывается в модернизацию коммунальной инфраструктуры и национальные проекты.


По материалам:
http://duma.gov.ru,
www.pnp.ru,
https://minenergo.gov.ru,
www.bigpowernews.ru,
http://government.ru,
http://komitet-energo.duma.gov.ru