ФАС выступает за запрет возврата торговыми сетями качественных нереализованных продуктов поставщикам вне зависимости от сроков годности

Это позволит при заключении договоров избежать ситуаций, когда все риски и расходы возлагаются на поставщиков, а торговые сети не производят оплату товаров

Этот вопрос обсуждался в рамках заседания Экспертного совета по торговле ФАС России. Речь идет об установлении запрета включения в договор поставки условия о возврате таких товаров вне зависимости от их сроков годности. При этом такое регулирование не затронет добросовестных участников рынка, которые и сегодня не осуществляют возврат качественных непроданных продовольственных товаров.

Кроме того, участники мероприятия подняли вопрос контроля соблюдения положений торгового законодательства в случае совмещения одним хозяйствующим субъектом деятельности по розничной торговле продовольственными товарами и предоставлению услуг маркетплейсов. В настоящее время в случае, если происходит слияние офлайн- и онлайн-торговли, требования торгового законодательства распространяются на всю группу лиц. Участники рынка выступили с предложением рассмотреть возможность применения исключений.

По мнению ФАС России, такие исключения влекут за собой определенные риски. Например, риск смешения товаропотоков торговых сетей и маркетплейсов, входящих в одну группу лиц, при котором товары из маркетплейсов будут попадать на реализацию в торговые сети и наоборот. Таким образом, установленные Законом о торговле* ограничения не будут соблюдаться, что может ущемлять интересы поставщиков продовольственных товаров. Также исключения могут повлечь вывод из-под действия торгового законодательства имеющихся в настоящее время обязательств организаций торговли по предельным срокам оплаты товаров, ограничений возвратов и иных условий. Это может привести к дополнительным издержкам поставщиков, которые могут закладываться в конечную цену товаров.

Служба предложила участникам рынка обсудить с поставщиками продовольственных товаров варианты устранения этих рисков и только после их урегулирования предлагать рассматривать соответствующие изменения в Закон о торговле.

В ходе заседания Экспертного совета также обсуждался вопрос запрета включения в договор поставки условия об ответственности поставщиков за отказ поставить не предусмотренный договором или не согласованный ими объем товара. В настоящий момент законопроект** принят Госдумой РФ в первом чтении. ФАС России поддерживает такие изменения, поскольку в рамках саморегулирования вопрос решить не удалось.

По мнению службы, принятие законопроекта будет стимулировать торговые сети переходить от рамочных договоров поставки и разовых сделок на торгах к долгосрочным договорам с графиками поставок. Это обеспечит прозрачность договорных отношений для поставщиков, снизит их издержки, связанные с выплатой штрафов, и сократит риски ценовых колебаний на сезонные товары. При этом норма учитывает интересы не только поставщиков, но и торговых сетей: применение сетью предусмотренных договором санкций в отношении поставщика допускается в случае, если поставщик ранее согласовал поставку продовольственных товаров в определенном объеме, а затем не исполнил свое обязательство.

Справка:

*Статьи 9 и 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
**Проект Федерального закона № 630255-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/630255-8?ysclid=m4mo13b8d2603768433).


Источник:
https://fas.gov.ru/